Советы дефектолога

Учитель-дефектолог ШУВАЕВА ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВНА

10 простых советов логопеда родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
свернуть

Почему ребёнок говорит неправильно

Некоторые родители не обращают на это внимания. Подумаешь! Нас никто не учил говорить и дети тоже сами научатся. Столько известных людей вошли в историю, несмотря на «фефект». Но никто не знает, чего им это стоило, сколько насмешек, неприятных минут им пришлось пережить.

        Каковы же причины нарушения произношения? Очень многие считают, что это передается по наследству. На самом деле это происходит очень редко. Чаще всего причиной являются анатомические дефекты органов артикуляции или их слабая развитость. Это неправильный прикус, отсутствие передних зубов, укороченная подъязычная связка, слишком массивный язык. Часто неправильное произношение обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата. У таких детей наблюдается слабость языка, губ, щек или, наоборот, излишнее напряжение.

       Иногда мы сталкиваемся с тем, что родители «сюсюкаются» с детьми, подражая неправильному произношению ребенка и не подозревая, что закрепляют в его речи неправильный образец.

       Часто причинами нарушения произношения являются травмы и болезни мамочки во время беременности, родов и первых лет жизни малыша. Наиболее грубые дефекты могут возникать, если плод подвергался вредному воздействию в период от 4 недель до 4 месяцев беременности. Но чем больше вы общаетесь с ребенком, поете песенки, играете, сопровождаете свои действия речью, тем будет выше речевой уровень у вашего ребенка.

       Из-за недостаточной сформированности артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются не четко, объем их ограничен, из-за чего искажается произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, – когда ребенок произносит вместо [Р] – [Г] не при помощи кончика языка, а вибрацией мягкого неба.

     Бывает так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи.

     Недостаточно развитый фонематический слух, тогда ребенок заменяет один звук на другой, вместо ШУБА говорит СУБА. Иногда у ребенка присутствует в речи одновременно и искаженное произношение, и замены звуков и их отсутствие. Это самые тяжелые нарушения, которые требуют длительной и кропотливой работы

    Из-за неправленого строения губ, если губы слишком толстые, если есть укорочение или западения губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание тогда нарушаются звуки П, Б, В, Ф, М и их мягкие пары.   

     Из-за дефекта строения челюсти – нарушения прикуса когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней или же между передними и боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки. Тогда это часто приводит к нарушенному произношению звуков шипящего и свистящего ряда Р и Л. Помимо логопедической коррекции такие дети нуждаются в ортодонтическом лечении.

      Из-за укороченой уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка, он плохо поднимается к небу. Нарушается произношение Ш, Ж, Р. В тяжелых случаях также Т, Д, С, З, Ц, Ч.

      Наличия аденоидов, полипов, нарушения строения носоглотки и других ЛОР заболеваний, которые вызывают затруднения носового дыхания.

      Но если к 4-5 годам звуки не становятся «на место» или есть перестановки слогов в слове, или ребенок не может полностью проговорить сложные слова, например, велосипед – это повод для беспокойства и обращения к логопеду.

свернуть

Как воспитать навыки правильного звукопроизношения у ребенка

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Правильное произношение заключается в умении произносить слова отчетливо и понятно для окружающих. К сожалению, исключительная дикция очень редко дается человеку от природы. Поэтому в большинстве случаев приходится не жалеть ни сил, ни времени, чтобы выработать правильное произношение. Особенно, если это касается ребенка.

Особенность речи малышей заключается в односложности, простоте и неправильном произношении, как целых слов, так и отдельных звуков. Самым популярным речевым «недочетом» детей дошкольного возраста является замена некоторых звуков. Так, звуки [ч], [ш], [щ],[ж] произносятся как [з] и [с]. Звук [р] заменяется на [л]. Если вовремя не предпринять необходимые меры, то в дальнейшем такое произношение может закрепиться в речи ребенка, и переучить малыша правильно выговаривать слова или звуки будет очень сложно.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно и совершенствовалась с

каждым днем, используйте:

1. Различные артикуляционные упражнения. Они направлены на подготовку речевого аппарата ребенка к четкому произношению.

2. Живое общение. Говорите с ребенком как можно больше. Не заменяйте слова жестами, возгласами или действиями. Привлекайте ребенка к называнию предметов или комментированию своих действий. Спрашивайте: «Что ты держишь в ручках? Во что ты сейчас играешь? Как зовут твоих игрушек?» и т.д. Делайте вид, что не понимаете малыша, когда он указывает пальчиком на вожделенный предмет. Пусть словами скажет, что ему нужно. Разговаривайте с малышом дома, в магазине, на улице. Всегда и везде, где предоставляется такая возможность.

3. Скороговорки и чистоговорки. Постоянное произношение определенных слов помогает выработать у малыша правильное звукопроизношение. Кроме того, развивает умение слышать и различать звуки устной речи.

4. Пересказы. Учите ребенка пересказывать пережитое или прочитанное событие. Интересуйтесь у малыша, как прошел его день в садике, с кем он играл на детской площадке. Задавайте наводящие вопросы, стимулируя его продолжать свой рассказ. Избегайте сюсюканья, коверкания слов и подражания словечкам малыша. Ребенок стремится подражать Вам и поэтому за образец для копирования может взять именно искаженные словечки, произнесенные Вами. С раннего детства приучайте ребенка говорить правильно.

5. Чтение. Читайте вместе интересные книжки. Со сказками и историями ребенок знакомиться с Ваших слов, поэтому уделяйте большое внимание собственной интонации и выразительности своей речи. Выделяйте голосом и интонацией речь разных героев. Чтение тренирует память малыша, расширяет словарный запас, стимулирует речь и формирует привычку слушать.

6. Упражнение на развитие мелкой моторики кисти рук малыша. Учеными доказано, что развитие детской речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому привлекайте ребенка к играм с кубиками, пазлами, мозаикой, конструкторами. Сначала это могут быть элементы большого размера, но постепенно их размер должен уменьшаться. Мальчиков можно увлечь навинчиванием гайки на болтик, а девочек - заинтересовать сборкой бусинок.

7. Наберитесь терпения. Если малыш произносит слова или отдельные звуки неправильно, не ругайте его и не муштруйте. Поправьте малыша. Попросите, чтоб он повторил это слово за Вами, и обязательно похвалите его попытку произнести звуки правильно.

Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

свернуть

Речевые игры по дороге в детский сад

Чтобы ваша дорога в сад была интересной и веселой, предлагаю вашему вниманию несколько интересных игр: 

 

- Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц. 

 

- Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком. 

 

- Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья. 

 

- Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить малыша. 

 

- Один – много. Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди. 

 

- Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка. 

 

- Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д. 

 

- Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный). 

 

- Антонимы. Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый. Вот полный список противоположностей. 

 

- Ассоциации. Называйте ребенку предмет, а он придумывает ассоциации, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки. 

 

- Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мина, мороженое. 

 

- Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово. 

 

- Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов. 

 

- Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.

свернуть